Образ Сергея Эйзенштейна вызывает споры в киноведении по нескольким причинам:
- Разные оценки творчества режиссёра. 24 На родине Эйзенштейна много лет ассоциировали с формализмом, тогда как на Западе его воспринимали как пропагандиста. 2 После распада СССР постепенно за режиссёром закрепилось звание классика. 4
- Обвинения в создании агиток. 1 Например, Сергея Эйзенштейна обвиняли в том, что его фильм «Броненосец „Потемкин“» — типичная агитка, которая спровоцировала неверное понимание событий 1905 года. 1
- Упреки в придумывании истории. 1 Эйзенштейна упрекали в том, что он придумал некоторые сцены в своём фильме, например, эпизод с попыткой расстрелять зачинщиков бунта. 1
- Споры о стиле режиссёра. 4 Отличительные особенности стиля Эйзенштейна — отсутствие главных героев, динамичный монтаж, необычные ракурсы и композиция кадра, большое количество массовых сцен, активное использование метафор. 4
Кроме того, в 1920-е годы шли ожесточённые споры между Сергеем Эйзенштейном и Дзигой Вертовым, которые касались разных направлений кинематографа. 15