Некоторые советские фильмы снимались на чёрно-белую плёнку по разным причинам, среди них:
- Дефицит цветной плёнки. vk.com Например, в 1970-е годы на киевской киностудии имени Довженко дефицитную цветную плёнку выделяли по непонятной логике, и режиссёру Леониду Быкову пришлось использовать дешёвую чёрно-белую. vk.com
- Влияние неореализма. dzen.ru В начале 60-х годов чёрно-белое кино стало парадигмой, в таком цвете снимали почти все шпионские эпопеи, множество военных драм и детективов. dzen.ru
- Идеологические соображения. dzen.ru Кинематографистам хотелось говорить правду, а не выдавать желаемое за действительное, как это было в фильмах позднесталинской эпохи. dzen.ru
- Художественный приём. ru.wikipedia.org Например, режиссёр картины «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова решила делать своё произведение чёрно-белым, поскольку параллельно использовала военную кинохронику. vk.com
Также есть фильмы, которые специально сняты частью в цвете, а частью чёрно-белыми. ru.wikipedia.org Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» сон Шурика показан цветным, а реальность — чёрно-белой. ru.wikipedia.org