Некоторые советские фильмы снимались на чёрно-белую плёнку по разным причинам, среди них:
- Дефицит цветной плёнки. 3 Например, в 1970-е годы на киевской киностудии имени Довженко дефицитную цветную плёнку выделяли по непонятной логике, и режиссёру Леониду Быкову пришлось использовать дешёвую чёрно-белую. 3
- Влияние неореализма. 1 В начале 60-х годов чёрно-белое кино стало парадигмой, в таком цвете снимали почти все шпионские эпопеи, множество военных драм и детективов. 1
- Идеологические соображения. 1 Кинематографистам хотелось говорить правду, а не выдавать желаемое за действительное, как это было в фильмах позднесталинской эпохи. 1
- Художественный приём. 5 Например, режиссёр картины «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова решила делать своё произведение чёрно-белым, поскольку параллельно использовала военную кинохронику. 3
Также есть фильмы, которые специально сняты частью в цвете, а частью чёрно-белыми. 5 Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» сон Шурика показан цветным, а реальность — чёрно-белой. 5