Николай Бердяев ассоциирует наступившие времена в России на рубеже XIX–XX веков с ночью, потому что он ощущал поворот к тьме и кризису гуманизма. 2 По мнению философа, это выражалось в итальянском фашизме, возвращении в мир мифа, вытеснении личности массой, а также в жажде новой, более целостной религиозной эпохи. 2
Кроме того, Бердяев считал, что рациональный день новой истории кончается, наступают сумерки, и все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях этого вечернего исторического часа. 1
Также в своём сочинении «Новое Средневековье: Размышление о судьбе России и Европы» (1924) Бердяев уподоблял наблюдаемое им вокруг себя крушению античного мира в первые века нашей эры и пророчил скорое наступление эпохи, похожей на Средние века, но существенно отличающейся от них степенью творческого развития человеческого духа. 2