Музыка Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» стала основой для балета по нескольким причинам:
- Единство музыкального и визуального восприятия. dzen.ru При создании кинокартины режиссёр Сергей Эйзенштейн хотел, чтобы зритель, слушая музыку, рисовал в своём воображении пластические образы. dzen.ru Прокофьев, по мнению Эйзенштейна, умел звуками создавать визуальные картинки в сознании слушателей. dzen.ru
- Важность соответствия музыки православной традиции. dzen.ru Эйзенштейн учитывал это при работе над фильмом, так как речь шла об эпохе Ивана Грозного. dzen.ru Музыка Прокофьева к фильму включает часть церковных ритуалов, в том числе музыку, написанную самим композитором. dzen.ru
- Возможность использования лейтмотивов. www.russianculture.ru В балете «Иван Грозный» такими лейтмотивами стали темы Ивана, Анастасии, Курбского, царских опричников, бояр-заговорщиков, иноземных врагов и представителей народа русского — звонарей. www.russianculture.ru
Идею создать балет на музыку Прокофьева к фильму «Иван Грозный» подал дирижёр Абрам Стасевич, который записал фонограмму картины и объединил ключевые музыкальные эпизоды в композицию в форме оратории. muzlifemagazine.ru www.russianculture.ru