Льва Толстого называли «учителем жизни», потому что он выступал в роли педагога и теоретика глобального масштаба. 2 Писатель стремился выработать новую систему образования и воспитания, основываясь на возрастных особенностях детей, их интересах и потребностях. 45
Толстой большое внимание уделял трудовому воспитанию, обучал детей столярному делу, ремеслу, сельскохозяйственным работам. 3 Он считал, что труд воспитывает человека. 3 Также писатель обращал внимание на развитие творческих способностей ученика. 3
Кроме того, произведения Льва Толстого учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости. 1 Каждая история показывает жизненную ситуацию, а читатель сам делает выводы. 3
Таким образом, Толстой как педагог и теоретик намечал общий контур гуманизации всего научного знания, предсказывал неотвратимость духовной парадигмы образования и новых научных основ педагогики, выделял всеобщий способ духовной, нравственной жизни, что и делало его «учителем жизни». 2