Культура рассматривается как объективная реальность в разных философских подходах по следующим причинам:
- В натуралистической модели, сформировавшейся в философии Просвещения, культура рассматривается как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», человеческое продолжение природы. 3
- В классической модели, сложившейся в XIX веке, человек (субъект культуры) провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. 3 Культура отождествляется с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определённой исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества. 3
- В материалистической интерпретации культуры в марксистской философии культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. 3 В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека. 3
- В ценностном (аксиологическом) подходе культура предстаёт как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. 4
Таким образом, в разных философских подходах культура рассматривается как объективный фактор человеческой жизнедеятельности, как духовное и материальное её основание. 5