Художники-передвижники противопоставляли себя академическому искусству, потому что стремились отражать реальную жизнь, а академическое искусство того времени всё больше отрывалось от реальности, ориентируясь на мифологические и исторические сюжеты. 1
Императорская Академия художеств диктовала художникам, какие темы они должны поднимать, какие стили использовать и как именно подавать искусство. 1 Преимущественно поощрялись исторические, религиозные и мифологические сюжеты, а картины, затрагивающие реальные социальные проблемы, считались нежелательными. 1
Передвижники же хотели донести до людей настоящие проблемы общества: бедность, социальное неравенство, борьбу за справедливость. 1 Их целью было не просто писать картины, а служить народу и отражать его жизнь. 1
Таким образом, противостояние касалось того, «что» должен изображать художник, а в отношении того, «как» это делать, передвижники в большинстве вполне совпадали с академистами, пользовались наработками академической школы. 2