Художников русской пейзажной школы часто считали чужаками в русской культуре по нескольким причинам:
- Пренебрежительное отношение в академической среде. 1 Академическое образование ценило рисунок и требовало от студентов картин на исторические и религиозные сюжеты. 1
- Отсутствие социальных тем. 1 Продвинутая часть общества видела задачей искусства обличение и критику социальных противоречий, а пейзаж не предполагал многословных рассуждений на гражданские темы, поэтому его считали «несерьёзным» жанром. 1
- Гиперреалистичный подход. 5 Некоторые коллеги считали, что художникам русской пейзажной школы, например Ивану Шишкину, не хватает души и эмоций в картинах, так как они пишут с реальной натуры. 5
Однако со временем отношение к пейзажу изменилось: в 1890-е годы он стал главным жанром в русской живописи и оставался таковым до середины 1900-х годов. 1