Несколько причин, почему фильмы «Матрица» стали культурным феноменом начала 2000-х годов:
- Жанр философского блокбастера. 1 «Матрица» застолбила за собой этот редкий жанр в кинематографе: фильм должен быть динамичным и остросюжетным, а также способен перевернуть прежнее мировоззрение зрителя. 1
- Герой своего времени. 2 Главный герой Томас Андерсон — типичный человек своей эпохи, с которым легко ассоциировать самого себя. 2 Выбор Киану Ривза на роль Нео превратил персонажа в универсального героя на все времена. 2
- Обширный культурный пласт. 2 В фильме много зашифрованных отсылок к разным произведениям, например к рассказам Станислава Лема или комиксу Гранта Моррисона «Невидимки». 2
- Эксперименты с формой. 2 «Матрица» получилась симбиозом традиционного гонконгского боевика, нуара, антиутопии, киберпанка и триллера. 2
- Влияние на киноиндустрию. 2 «Матрица» заставила индустрию переосмыслить жанр боевика и доказала, что философские сюжеты вполне совместимы с мощным экшном. 2
- Влияние на моду. 35 Приметы стиля героев «Матрицы» (лаковая кожа, солнцезащитные очки, легендарный плащ Нео и обувь на высокой платформе) повлияли на повседневные гардеробы. 3
Кроме того, «Матрица» породила бум виртуальной реальности, что отразилось на последующих фильмах и играх (например, «Ванильное небо», «Начало», «Первому игроку приготовиться»). 4