Для различения подлинного и мнимого новаторства в искусстве можно использовать следующие критерии:
- Подлинное новаторство существует как развитие традиций, в единстве с ними. 1 Оторванное от традиций, отвергающее их новаторство становится ложным, мнимым и на деле не обновляет, а разрушает искусство. 1
- Критерии различения новаторства — ложная форма (то есть псевдоноваторская форма) и ложное содержание (не создающее близкого к идеальному объекта). 2 Например, в случае с «Квадратом Малевича» форма истинная (ранее не использованная), а содержание ложное (не создающее идеального объекта) — вывод: новаторство мнимое. 2
- Для различения рекомендуется изучать историю искусства, причём не по статьям модных критиков, а по серьёзным книгам, пусть не академическим, но хотя бы популярным. 3
Также можно обратить внимание на то, что общество принимает новизну в искусстве в случае, если создаваемые произведения содержат достаточное количество понятной и узнаваемой информации, обеспечивающей связь традиций и новаций. 4