Нельзя однозначно сказать, кто внёс наибольший вклад в развитие мизансценического искусства. Однако есть информация о некоторых деятелях, которые уделяли внимание принципам творческого построения мизансцен:
В. Э. Мейерхольд. www.prodlenka.org В начале XIX века он обратил внимание на эмоционально-содержательную сторону сценической пластики, называя её «пластической музыкой». www.prodlenka.org Мейерхольд разработал законы, правила и приёмы построения мизансцен. www.prodlenka.org
С. М. Эйзенштейн. vk.com nsportal.ru В теории и педагогике он использовал понятие «мизансцен-резоне» — всесторонне обдуманная, обсуждённая, обоснованная мизансцена. vk.com На основе занятий Эйзенштейна во ВГИКе в 1932–1934 годах был создан учебник «Режиссура. Искусство мизансцены». vk.com
К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов. www.prodlenka.org ru.ruwiki.ru В период режиссёрской молодости они заранее составляли партитуру спектакля с подробно разработанными мизансценами, то есть со всеми переходами действующих лиц по сценической площадке, с расстановкой их в определённых физических отношениях друг к другу и к окружающим предметам, иногда с точнейшим указанием поз, движений и жестов. www.prodlenka.org
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.