Музыка Дмитрия Шостаковича сыграла важную роль в кинематографе, в частности:
- Расширила выразительные функции киномузыки. 1 Шостакович стремился не к иллюстрации зрительного ряда, а к эмоционально-психологическому воплощению его образного содержания. 5 Музыка как эмоциональный комментарий выходила за грань показанного в кадрах и принимала на себя функцию нравственной оценки. 1
- Ввела эффект музыкального предвосхищения. 1 Музыка как бы опережала действия, предсказывала их ход. 1
- Способствовала выявлению реалистических начал музыки. 1 Фильмы способствовали глубокому выявлению музыки Шостаковича, её русской национальной природы. 1
- Позволила использовать в кинематографе «большие», развитые музыкальные формы. 2 Например, симфонический вальс и фугу для органа с оркестром. 2
- Способствовала созданию знаменитых произведений, которые стали самостоятельными, независимо от фильмов, в которых они прозвучали. 34 Так, «Песня о встречном» из фильма «Встречный» со временем «ушла в народ», начав существовать отдельно от картины. 4
Фильмы с музыкой Шостаковича, такие как «Встречный», кинотрилогия о Максиме, «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Гамлет», «Король Лир» и многие другие, вошли в классический фонд советского кино и завоевали широкое признание. 5