Александр Гречанинов сыграл важную роль в развитии русской церковной музыки, став представителем «нового направления», или московской школы, которая ратовала за обновление церковно-певческого искусства на основе древнего, исконно русского интонационного материала. 1
Некоторые достижения Гречанинова в этой области:
- Стремление совместить старинный стиль хорового пения с народной песенностью и профессиональной академической культурой. 2 Например, известна восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. 2
- Первый опыт использования музыкальных инструментов в православном сочинении на богослужебные тексты — полиелей «Хвалите имя Господне» (ор. 60, 1912). 1
- Создание регулярно исполняемых циклов церковных песнопений. 2 Среди них — «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1897) и «Всенощное бдение» (1912). 2
- Определение особенностей музыкальной формы в православной церковной музыке. 5 В частности, Гречанинов допускал применение в ней имитационной полифонии. 5
Гречанинов написал более 150 песнопений разных жанров, для хора acappella или с инструментальным сопровождением. 5 Среди них — духовная кантата «Хвалите Бога», две концертные арии на духовно-канонические тексты («Хвалите имя Господне» и «Благослови, душе моя, Господа») и множество других произведений. 5