Эдуард Направник внёс значительный вклад в развитие оперного искусства в России, в частности:
- Превратил оркестр Мариинского театра в эталон столичного исполнительского искусства. 1 Направник навёл порядок и дисциплину в коллективе, приучил певцов и оркестрантов разучивать свои партии ещё до начала репетиций. 2
- Впервые в практике русской оперы утвердил высокий статус оркестра и хора. 4 Направник отстаивал главенство музыки в художественной концепции оперного спектакля. 4
- Способствовал продвижению опер А. Рубинштейна, Кюи и Танеева. 2 При его содействии в репертуар включили «Князя Игоря» Бородина и «Бориса Годунова» Мусоргского. 2
- Впервые представил тетралогию Вагнера «Кольцо Нибелунга», что положило начало всеобщей вагнеромании в русском обществе. 2
- Возродил две оперы Глинки — «Жизнь за царя», которая под его управлением прозвучала 500 раз, и «Руслан и Людмила», которую сам Направник считал вершиной всей русской музыки. 2
- Поставил собственные оперы, среди которых «Нижегородцы», «Гарольд», «Дубровский» и «Франческа да Римини». 15
Благодаря усилиям Направника уровень русской дирижёрской школы поднялся, а оркестр и хор Мариинского театра к началу ХХ века стал одним из лучших в мире. 5