Борис Степанцев внёс значительный вклад в развитие советской мультипликации, в частности:
- Дебют как режиссёра — постановка одного из первых послевоенных кукольных мультфильмов «Злодейка с наклейкой» (1954). 1
- Работа в жанре современной сказки. 1 Например, мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958), награждённый «Лавровым венком» на VII Международном фестивале анимационных фильмов в Анси. 13
- Эксперименты с совмещением живого актёра и рисованной мультипликации. 1 Так, фильм «Только не сейчас» (1962) по мотивам сказки Владимира Сутеева о Пете Иванове стал одним из ранних советских опытов в этом направлении. 14
- Создание широкоэкранных мультфильмов. 14 В 1960 году Степанцев и Райковский поставили «Мурзилку на спутнике» — первый в СССР широкоэкранный мультфильм, за который получили Первую премию на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах. 14
- Применение новых технологий. 1 В дилогии по книгам Астрид Линдгрен Степанцев впервые в советском кино применил технологию электрографии. 1
- Использование произведений классической музыки. 1 С 1966 по 1973 год Степанцев поставил ряд драматических мультфильмов, в основе которых лежали произведения русской классической музыки. 1
- Использование комбинированных съёмок и эффектов. 14 В экранизации балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» были использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации. 14
- Применение технологий соляризации и фотографики. 1 В полнометражном мультипликационно-игровом фильме «Ассоль» (1982) Степанцев применил эти технологии для преобразования изображений живых актёров в подобие рисунков и совмещения их с художественными декорациями. 1