Александр Вертинский внёс значительный вклад в развитие советской эстрады и кинематографа.
В сфере эстрады Вертинский изобрёл новый жанр, которого ещё не было на русской эстраде. 13 Он избавился от рутинных традиций русского романса и предложил эстраде более утончённую, изящную песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре. 13
Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием. 24 Каждую песню артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. 4
В тридцатые годы Вертинский впервые стал использовать в своих песнях стихи советских поэтов. 2
В кинематографе Вертинский снялся в ряде картин, среди которых «Поборницы равноправия», «Убийство балерины Пламеневой», «Дочь Нана», «Король без венца», «Шахматы любви», «Жизнь начинается завтра», «На грани трёх проклятий», «Обломки крушения», «Пламя гнева», «Кровавый рассвет». 4
В пятидесятые годы режиссёры активно использовали характерную внешность Вертинского и, по мнению некоторых кинематографистов, врождённый аристократизм. 1 Одно только появление Вертинского в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу (роль князя в фильме 1954 года «Анна на шее»). 1
За роль в фильме «Заговор обречённых» (кардинал Бирнч) Вертинский получил свою единственную государственную награду: Сталинскую премию (1951). 2