Композиторы венской классической школы, в том числе Гайдн, Моцарт и Бетховен, внесли значительный вклад в развитие камерной музыки, в частности струнного квартета. 5
Некоторые достижения:
- Сложились главные классические типы камерных ансамблей. 3 На смену прежним многообразным объединениям пришли строго регламентированные устойчивые составы струнного квартета, квинтета, дуэта какого-либо инструмента и фортепиано. 2
- Определилась форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу. 5 Типичными признаками такого квартета стали состав из двух скрипок, альта и виолончели и четырёхчастность (аллегро в сонатной форме, медленная часть, менуэт и финал). 5
- Вырос удельный вес мотивно-тематической разработки в камерных ансамблях и симфониях. 1 Это способствовало усилению контрапунктической насыщенности музыкальной ткани и вызвало к жизни смешанные гомофонно-полифонические формы. 1
- Изменилась трактовка фортепиано: на смену прозрачности, камерности звучания, свойственной сочинениям Моцарта и Гайдна, пришла «оркестральность» звучания произведений Бетховена. 2
Таким образом, музыка венских классиков стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, и их творчество оказало значительное влияние на последующее развитие музыкального искусства. 5