Родион Щедрин внёс значительный вклад в развитие балетного жанра, создав несколько произведений, которые стали важными для этого направления: 12
- «Конёк-Горбунок» (1955). 15 Балет по одноимённой сказке Петра Ершова, театральный дебют Щедрина. 1 Музыка произведения пронизана русскими народными темами: слышатся лирические протяжные, разудалые плясовые, хороводные и величальные песни. 4
- «Кармен-сюита» (1967). 12 Одноактный балет, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен». 2 Щедрин сузил сюжет оперы, исключив показ жизненного фона, и ограничился конфликтами Кармен с Хозе и с обществом, условно названным «обществом масок». 2
- «Анна Каренина» (1972). 23 Балет по роману Льва Толстого, который стал первым в освоении прозы писателя через хореографическое воплощение. 2 Для создания атмосферы времени Щедрин включил в музыку некоторые тематические и формообразующие элементы инструментальных сочинений Чайковского. 2
- «Чайка» (1980). 23 Балет по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова. 2 Щедрин создал оригинальную музыкальную форму: партитура балета состояла из 24 прелюдий, трёх интерлюдий и постлюдии. 3
- «Дама с собачкой» (1985). 15 Балет по одноимённому рассказу Антона Чехова, в котором Майя Плисецкая последний раз выходила на сцену на пуантах. 1
Таким образом, Родион Щедрин привнёс в балетный жанр использование русских народных тем, создание оригинальных музыкальных форм и обращение к сюжетам русских писателей для вдохновения при написании балетов. 14