Представления о вечности у Родиона Раскольникова и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» различны. 48
Раскольников не верит в будущую жизнь. 48 Ему открывается неоглядный простор, сибирские дали. 5 На другом берегу реки Раскольников видит далёкие юрты кочевников, а за ними, как кажется ему, ещё «ходят стада Авраамовы». 5 Символичны детали этого вселенского пейзажа: земля и небо, многоводная река, её берега, раннее утро и восход солнца. 5
Свидригайлову вечность представляется в виде закоптелой комнатки вроде деревенской бани, по всем углам которой ползают пауки 126. Это проекция обретённого им и страшащего его мистического опыта, проекция его внутреннего ада. 6
Причина различий в представлениях о вечности у героев в том, что Раскольников стремится к миру вечности, в который почти невозможно попасть, а Свидригайлов видит вечность, ограниченную удручающими земными пространственно-временными рамками. 46
Символический смысл образа вечности в романе заключается в том, что он отражает мировоззрение героев и их понимание бесконечности: для Раскольникова это мир, в котором пропадает ощущение времени и есть безграничность, а для Свидригайлова — вечность, ограниченная земными рамками и напоминающая небытие, знаком которого выступают пауки. 46