Некоторые особенности вариационной формы в музыке разных эпох:
- Эпоха Возрождения. 1 Музыка многих танцев базировалась на стабильной гармонической формуле и её фактурном варьировании. 1
- Эпоха барокко. 1 Расцвет пережили вариации на бассо остинато, где тема, неизменно повторяемая в басу, косвенно варьируется посредством обновления свободных голосов. 1
- XVIII век. 1 Сложился классический тип вариационной формы, для которой типичны песенно-танцевальный характер, форма периода или большого предложения, экономность в гармонии и фактуре. 1
- Эпоха музыкального романтизма (XIX век). 4 Возник тип вариаций, получивший название «свободных» или «романтических». 4 Композитор свободно изменяет мелодию темы, а сфера гармонии становится особенно притягательной для варьирования. 4
- Русская музыка. 1 Распространён тип «глинкинских» вариаций с удержанной мелодией, как в «Персидском хоре» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 1
- Музыка XX века. 3 Все основные типы вариаций сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук. 3
Кроме того, в разные эпохи были более востребованы определённые типы вариаций: 3
- Композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato. 3
- Венские классики — к фигурационным вариациям. 3
- Композиторы-романтики — к жанрово-характерным. 3