Некоторые особенности вариационной формы в музыке разных эпох:
Эпоха Возрождения. old.bigenc.ru Музыка многих танцев базировалась на стабильной гармонической формуле и её фактурном варьировании. old.bigenc.ru
Эпоха барокко. old.bigenc.ru Расцвет пережили вариации на бассо остинато, где тема, неизменно повторяемая в басу, косвенно варьируется посредством обновления свободных голосов. old.bigenc.ru
XVIII век. old.bigenc.ru Сложился классический тип вариационной формы, для которой типичны песенно-танцевальный характер, форма периода или большого предложения, экономность в гармонии и фактуре. old.bigenc.ru
Эпоха музыкального романтизма (XIX век). nsportal.ru Возник тип вариаций, получивший название «свободных» или «романтических». nsportal.ru Композитор свободно изменяет мелодию темы, а сфера гармонии становится особенно притягательной для варьирования. nsportal.ru
Русская музыка. old.bigenc.ru Распространён тип «глинкинских» вариаций с удержанной мелодией, как в «Персидском хоре» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». old.bigenc.ru
Музыка XX века. ru.ruwiki.ru Все основные типы вариаций сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук. ru.ruwiki.ru
Кроме того, в разные эпохи были более востребованы определённые типы вариаций: ru.ruwiki.ru
Композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato. ru.ruwiki.ru
Венские классики — к фигурационным вариациям. ru.ruwiki.ru
Композиторы-романтики — к жанрово-характерным. ru.ruwiki.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.