Строение классической сонаты:
- Первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро (allegro). 37 Состоит из экспозиции (завязка, определение начальных тем), разработки (конфликт, дробление тем на мотивы и взаимодействие) и репризы (формирование вывода). 37
- Вторая часть выдержана в медленном темпе (adagio). 37 Это либо сонатная форма без разработки, либо сложная трёхчастная форма. 37
- Третья часть — менуэт или скерцо, в форме песни с трио. 37
- Четвертая часть — финал, используется в более сложной форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной, реже вариационной форме. 37
В таблице «Сонаты», представленной на сайте «Первое сентября», отражены название произведения, год создания, тональность, форма, тональность и темп каждой части, тональность каждой темы, характер звучания и выразительные средства тем. 4
Темп:
- Первая часть — быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro. 9
- Вторая часть — медленная и размеренная, в темпе andante. 9
- Третья часть — заключительная, пишется в духе первой части в темпе allegro. 9
Характер:
- Первая часть состоит из двух контрастных тем: главная — взволнованная, беспокойная, побочная партия — более спокойная, светлая. 2
- Вторая часть светлая, спокойная, как размышление о чём-то хорошем. 2
- Третья часть имеет грациозный, танцевальный характер. 2
Форма: классическая сонатная форма состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. 15 В экспозиции и репризе звучат основные темы (главная и побочная), а на территории разработки эти две темы взаимодействуют. 1