Происхождение пассакалии: термин возник в начале XVII века в Испании и применялся для обозначения небольших импровизационных оборотов, исполнявшихся на гитаре между куплетами песни. ru.ruwiki.ru К концу века с распространением гитарной музыки пассакалия проникла во Францию и Италию, где так стали называть медленный торжественный танец трёхдольного размера с неизменной повторяющейся фигурой в басу. ru.ruwiki.ru
Развитие пассакалии в европейской музыке:
- На рубеже XVII–XVIII веков пассакалия стала применяться в опере, где исполнялась обычно в танцевальных сценах в качестве вступления или заключения, либо между танцами. ru.ruwiki.ru Также пассакалия начинает использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа. ru.ruwiki.ru Именно в этом качестве этот жанр достигает своего расцвета на рубеже XVII–XVIII веков в творчестве И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, после чего почти исчезает из музыкальной практики. ru.ruwiki.ru
- В XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. ru.ruwiki.ru Композиторы XX века обычно включали пассакалью в состав более крупных форм: симфоний, опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. ru.ruwiki.ru
- Особую роль пассакалия как носитель трагедийного начала играет в творчестве Д. Д. Шостаковича (8-я симфония, Прелюдия gis-moll из «Прелюдий и фуг», опера «Катерина Измайлова», 1-й концерт для скрипки с оркестром и др.). {6-host}