Вопросы к Поиску с Алисой
История возникновения и развития пассакалии в музыке начинается в начале XVII века в Испании. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org Тогда так называли небольшие импровизационные обороты, которые исполнялись на гитаре между куплетами песни. ru.ruwiki.ru
К концу века с распространением гитарной музыки пассакалия проникла во Францию и Италию, где так стали называть медленный торжественный танец трёхдольного размера с неизменной повторяющейся фигурой в басу. ru.ruwiki.ru
На рубеже XVII–XVIII веков пассакалия стала применяться в опере, где исполнялась обычно в танцевальных сценах в качестве вступления или заключения, либо между танцами. ru.ruwiki.ru Также она начала использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа. ru.ruwiki.ru Именно в этом качестве этот жанр достиг своего расцвета на рубеже XVII–XVIII веков в творчестве И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, после чего почти исчез из музыкальной практики. ru.ruwiki.ru
В XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. ru.ruwiki.ru Композиторы XX века обычно включали пассакалью в состав более крупных форм: симфоний, опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. ru.ruwiki.ru
Важнейшую роль пассакалия играет в творчестве Дмитрия Шостаковича (в опере «Леди Макбет Мценского уезда», в Восьмой симфонии, в первом скрипичном концерте). ru.ruwiki.ru