Древнейшие из сохранившихся портретных изображений анфас относятся к искусству Древнего Египта (например, скульптурные портреты Нефертити и Эхнатона, XIV в. до н. э.) и Месопотамии. 1 В Древнем Египте голову человека изображали в профиль, а тело — анфас. 5
Для античного и средневекового искусства портреты анфас не характерны и встречаются лишь в виде редких исключений. 1 Преобладающим типом портретного ракурса был профиль. 1
Расцвет портрета анфас приходится на эпоху Возрождения. 1 Развитие этого ракурса связано со стремлением ренессансных художников к более естественной, жизнеподобной трактовке человеческого образа, а также с растущим интересом к уникальной индивидуальности портретируемого. 1
Одним из первых примеров чистого ренессансного анфаса считается «Портрет молодого человека» кисти Сандро Боттичелли (ок. 1482–1485 гг.). 1 В дальнейшем этот ракурс широко применяли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и другие мастера Высокого Возрождения. 1
В XVII–XIX веках изображение анфас приобрело почти исключительное распространение в станковом портрете. 1 Его примеры можно найти в творчестве Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Веласкеса, Гойи. 1 Художники нередко трактовали анфас довольно свободно, соединяя фронтальную постановку фигуры с лёгким поворотом или наклоном головы. 1
В XX веке мастера реалистического портрета использовали анфас наряду с другими ракурсами. 1 Представители модернистских течений зачастую намеренно избегали анфаса или интерпретировали его предельно субъективно (примеры — «Портрет Гертруды Стайн» Пикассо, «Разноцветная Мона Лиза» Уорхола). 1
С появлением фотографии в середине XIX века анфас занял важное место и в этой области портретного искусства. 1 В фотопортрете строго фронтальная постановка модели получила особенно широкое распространение, став стандартом для снимков на официальные документы. 1