Подголосочная полифония распространена в некоторых народных музыкальных культурах. 1 В основе такого вида полифонии лежит главный мелодический голос, от которого ответвляются мелодичные обороты других голосов, подголоски. 1 Они варьируют и пополняют основной напев, временами сливаясь с ним, в частности в кадансах. 1
В европейской музыке полифония зародилась в недрах раннего многоголосия (органум, дискант, мотет и др.), постепенно оформляясь в самостоятельный вид. 1 Самые ранние дошедшие до нас сведения о бытовом многоголосии в Европе относятся к Британским островам. 1
В эпоху Возрождения искусство полифонии расцветает в Англии, Франции, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Чехии, Польше. 3 Это так называемая эпоха строгого письма (или строгого стиля), нормы которого определены Дж. Царлино. 3
В XVII веке выдвинулась немецкая национальная школа, в творчестве полифонистов Баха и Генделя достигшая в первой половине XVIII века вершин полифонического искусства. 1
Основы классической русской полифонии заложены М. И. Глинкой, который сочетал традиции народной подголосочной полифонии и профессиональной русской полифонии (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) с опытом западно-европейской полифонической культуры. 35
В русской музыке XIX — начала XX веков полифония отличается многообразием типов мелодики, симфоничностью форм, тяготением к монументальному стилю, необычностью форм применения. 3 Традиции русской полифонии получили широкое развитие в советской музыке (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.). 3
В XX веке усиление значения полифонии выражается в частом обращении к фуге, полифоническим вариациям, включении полифонических или полифонизированных частей в сонатно-симфонический цикл, сюиту, кантату, оперу. 3 Интерес к сложной полифонической технике стимулировал неоклассицизм (И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит). 3
В музыке рубежа XX–XXI веков полифония остаётся одной из важнейших форм музыкального мышления. 3