История развития музыкальной критики в России:
- Начало формирования в XVIII веке (Я. Штелин, П. А. Плавильщиков). 1
- В середине XIX века развернулась деятельность В. Ф. Одоевского — пропагандиста классических образцов зарубежной музыки и достижений русской национальной школы (особенно творчества М. И. Глинки). 1 Среди видных представителей русской музыкальной критики этого времени — А. Д. Улыбышев, В. П. Боткин. 1
- Наибольший подъём музыкальной критики в России относится к 1860–70-м годам (А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.). 1 Классической русской музыкальной критике свойственна просветительская демократическая направленность. 1
- В начале XX века в отечественной музыкальной критике шла оживлённая полемика о новых тенденциях творчества (В. Г. Каратыгин, А. В. Оссовский, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, Ю. Д. Энгель, Л. Л. Сабанеев и др.). 1
- После Октябрьской революции 1917 года музыкальная критика стала более ангажированной; для этого времени характерна классовая ориентация в оценке авторов и произведений. 1
- В 1960–70-х годах односторонние оценочные критерии постепенно изживались, главным образом на страницах журнала «Советская музыка» (с 1992 года — «Музыкальная академия»). 1 Среди ведущих критиков: А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, Ю. С. Корев, М. Д. Сабинина. 1
История развития музыкальной критики за рубежом:
- В XIX веке значительно возрастают масштабы музыкально-критической деятельности, усиливается её влияние на музыкальную практику. 2 Возникает ряд специальных органов музыкальной критики, которые часто были связаны с определёнными творческими направлениями и вступали в полемику между собой. 2
- Во Франции среди профессиональных музыкальных критиков в 20-х годах выдвигаются А. Ж. Кастиль-Блаз и Ф. Ж. Фетис, основавший в 1827 году журнал. 2 В противовес консервативному направлению «La revue musicale» Фетиса в 1834 году была создана «Парижская музыкальная газета», которая объединила широкий круг музыкальных и литературных деятелей, поддерживавших передовые творческие искания в искусстве. 2
- В Германии начиная с 20-х годов XIX века развёртывается полемика между издававшейся в Лейпциге «Всеобщей музыкальной газетой» и «Берлинской всеобщей музыкальной газетой» (Berliner Allgemeine musikalische Zeitung, 1824–30), во главе которой стоял крупнейший музыкальный теоретик того времени, горячий поклонник творчества Бетховена и один из энергичнейших поборников романтического программного симфонизма А. Б. Маркс. 2
К виднейшим представителям зарубежной музыкальной критики XX века принадлежат П. Беккер, X. Мерсман, А. Эйнштейн (Германия), М. Граф, П. Стефан (Австрия), К. Беллег, К. Ростан, Ролан-Манюэль (Франция), М. Гатти, М. Мила (Италия), Э. Ньюмен, Э. Блом (Великобритания), О. Даунс (США). 2