История развития basso ostinato в музыке связана с рождением гармонической (мажорно-минорной) тональности. 1
В эпоху Возрождения появились первые «басо-гармонические» формулы, которые распространились в Италии и Испании XVI века (особенно в инструментальной музыке) и получили известность под различными названиями: пассамеццо, романеска, фолия, Руджеро и др.. 1 В Британии аналогичная техника вошла в обиход под названием граунда (от англ. ground — основа, основание). 1
В эпоху барокко широкое распространение получили основанные на том же принципе пассакалия и чакона. 1
В 16–17 веках basso ostinato широко использовался в танцевальной музыке. 3 Некоторые старинные танцы — пассакалия, чакона и др. — представляли вариации на basso ostinato. 3
В 17–18 веках basso ostinato проник в арии и хоры опер, ораторий, кантат. 3 Выработались определённые мелодические формулы basso ostinato, музыкальный образ передавал единое настроение, без каких-либо контрастных отступлений. 3
В конце XVIII — начале XX веков формы basso ostinato были редки. 4
В XX веке basso ostinato вновь вошёл в арсенал техники музыкальной композиции, отчасти в связи с возрождением интереса к старинной, преимущественно ренессансной и барочной, музыке. 1
В 19–20 веках значение basso ostinato возрастало. 3 Определялись две его основные разновидности. 3 Первая имела в основе концентрированную тему и представляла собой ясную последовательность её фигуративных вариаций (И. Брамс — финал симфонии №4). 3 Вторая переносила центр тяжести с элементарной темы, превращаемой в простой скрепляющий элемент, на широкое мелодико-гармоническое развитие (С. И. Танеев — Largo из квинтета ор. 30). 3
Некоторые композиторы, использовавшие технику basso ostinato: А. Веберн, А. Берг, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие. 14