История мультиинструментализма прослеживается в разных музыкальных стилях и эпохах. 2 Умение играть на разных инструментах характерно для средневековой менестрельной культуры, инструментальной практики Ренессанса, барокко и классицизма. 2 Например, музыкант церковной капеллы мог играть на органе, арфе и дульциане. 2 Прославившийся как органист Н. Брунс был также выдающимся скрипачом. 2
Значение мультиинструментализма заключается в том, что он обеспечивает гибкость ансамбля и эффективное использование музыкантов, когда конкретный инструмент может использоваться лишь ненадолго или эпизодически во время выступления. 1
В различных музыкальных стилях мультиинструментализм проявляется по-разному:
- В популярной музыке чаще, чем в классической или джазовой, исполнители владеют инструментами разных семейств, например, играют как на гитаре, так и на клавишных. 1 Многие блюграсс-музыканты являются мультиинструменталистами. 1
- В классической музыке некоторые известные композиторы-исполнители могли играть на нескольких инструментах на высоком уровне, например, Моцарт, который был виртуозом игры на клавишных и скрипке. 1
- В джазе многие саксофонисты сделали карьеру, играя на нескольких разных инструментах, такие как Джон Колтрейн и Уэйн Шортер. 1
- В традиционной музыке мультиинструментализм, например, повлиял на формирование исполнительских принципов и эстетики звукоидеала в марийской музыке. 4
- Для военных оркестров явление мультиинструментализма было характерно со времён правления Петра Великого: военных музыкантов обучали игре не только на духовых, но и на смычковых инструментах, чтобы они при необходимости могли исполнять бальную музыку. 8