Малая проза — условное название для прозаических произведений, объём которых меньше типичного для национальной литературы данного периода. 1
История малой прозы в русской литературе включает следующие этапы:
- Зарождение. 4 По-разному определяют время зарождения русского рассказа (1770 год или конец XVII века). 4 Уже для первых рассказов была важна нравственная значимость личности героя, его способность безошибочно отличать доброе от дурного и совершать в нужный момент необходимые с нравственно-христианской позиции поступки («История о Российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и др.). 4
- Становление. 6 Важными вехами на пути становления русского рассказа как самостоятельного жанра стали «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. 6
- Развитие. 4 В творчестве А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина проявлялись особенности малой прозы. 4 Вершиной развития малого жанра в то время следует считать «Повести Белкина» А. С. Пушкина. 4
- Расцвет. 35 В начале ХХ века начался подлинный расцвет жанра прозаической миниатюры. 3 «Серебряный век» стремился облечь малую прозу в «стихотворную видимость», а также соединить стихотворение в прозе с афористическим содержанием. 3
- Спад. 1 В середине XX века русская малая проза пережила определённый спад в связи с общими процессами в советской литературе, из которой методически изгонялось всё непривычное и нестандартное. 1
- Возрождение. 1 Возрождение малой прозы началось в годы оттепели, поначалу преобладала линия, восходящая скорее к Чехову и, в некоторых случаях, к Хармсу. 1
- Рост. 1 На 1990-е годы пришёлся бурный рост русской малой прозы, связанный как с творчеством выдающихся авторов старших поколений (Генрих Сапгир, Игорь Холин, Вадим Козовой, Георгий Балл, Анатолий Гаврилов, Людмила Петрушевская, Виктор Соснора и др.), так и с работами молодых авторов. 1
Традиции малой прозы в русской литературе включают, например:
- Лаконичность повествования. 7 Миниатюра отличается лаконичностью повествования, чёткостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали. 7
- Использование приёма «скрытого сюжета». 7 Внешняя интрига отступает на второй план и главенствующую роль приобретает изменение психологического состояния героя, его нравственное самопознание. 7
- Обострённый интерес к философско-этическим вечным проблемам. 7 Это позволяет достигать в небольших по объёму и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений. 7