История квинтового круга (кварто-квинтового круга) связана с необходимостью музыкантов иметь универсальную схему, которая бы позволяла быстро выявлять соотношение тональностей и аккордов. 5
Впервые квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» (редакция 1679 года) теоретиком и композитором Н. П. Дилецким. 23 Он назвал круг «колом мусикийским» или просто «колесом». 1
В 1728 году немецкий композитор Иоганн Хайнихен в трактате «Der General-Вass in der Composition» описал квинтовый круг как руководство по модуляции. 1 В 1737 году композитор, лютнист и органист Дэвид Кельнер перестроил круг 24 тональностей в современный круг квинт с параллельными минорами на внутреннем кольце. 1
Рецепция квинтового круга в музыке связана с тем, что он открыл путь к концепции минорных и мажорных тональностей, когда церковные лады стали устаревать. 1 Позже квинтовый круг стали использовать для модуляции: идея ухода из изначальной тональности, прохода по остальным ключам и закономерном возвращении в исходную точку была новаторской. 1
Квинтовый круг традиционно используется в учении о гармонии для визуализации родства мажорно-минорных тональностей. 2 С его помощью изучают взаимосвязь аккордов той или иной тональности, а также аккордов параллельных тональностей. 7
Некоторые примеры использования квинтового круга в музыке: