Характер Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта неоднозначен. 2 В первом действии она предстаёт доброй женщиной, а во втором — злодейкой. 45
Царица ночи олицетворяет тёмную сторону, объединяет в себе негативные стороны души, которые препятствуют самосовершенствованию личности и достижению идеала. 2 По ходу действия оперы она становится представительницей всех опасных аффектов, в частности мести и гордости. 2
Вместе с тем Моцарт не лишает её материнских чувств. 2 Так, в арии №4 мелодия полна возвышенной красоты и благородства: так Царица Ночи выражает свою привязанность к дочери. 2
Также в первой арии Царицы ночи, при всей её декларативной воинственности, проступает начало подлинно человечное — материнское горе. 1