Возможно, имелась в виду оратория «Времена года» Йозефа Гайдна, премьера которой состоялась в 1801 году. 34
Некоторые влияния оратории на развитие европейской классической музыки:
- Вызвала восхищение и подражание. 4 Описание сельской природы в её непрестанных изменениях, мирные пейзажи, оживляемые севом, сбором винограда, охотой, деревенской пирушкой, — всё это было ново и вызывало подражание в Германии, Франции, России. 4
- Сосредоточила типичные черты музыкального стиля Гайдна. 45 В оратории есть классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы, использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных приёмов, а также богатство номеров. 45
- Оказала влияние на творчество других композиторов. 2 Например, Иоганн Себастьян Бах увидел в музыке Гайдна ту же глубину и выразительность, к которой стремился сам, и это повлияло на его собственные произведения. 2
Также есть мнение, что оратория «Времена года» стала эталоном программной музыки, показав, как можно использовать музыкальные средства для создания сложных, многослойных образов. 2 Нотки вдохновения ораторией прослеживаются в «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, цикле фортепианных пьес «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского и в симфонической поэме «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса. 2