В петербургских повестях Н. В. Гоголя фантастическое и реальное соединяются путём своеобразного переплетения. 2
Например, в повести «Невский проспект» уже в первом сне героя, художника Пискарёва, изображение становится зыбким, эфемерным, полуреальным-полуфантастическим. 2 А в повести «Нос» фантастическое событие, пропажа носа у главного героя Ковалёва, совершенно обыденно воспринимается жителями столицы и становится нормой жизни. 3
Также в петербургских повестях Гоголя реальный план воплощается в форме слухов. 2 Например, в повести «Невский проспект» описание Невского проспекта, отделённого от его носителей деталями одежды и лица, создаёт ощущение фантастичности и фантасмагоричности города. 1
Таким образом, границы, разделяющие фантастическое и действительное, в произведениях Гоголя оказываются размытыми. 5