В средневековой гравюре на металле использовались различные виды чеканов, каждый из которых имел своё предназначение: 1
- Расходник. 1 Напоминал зубильце с притупленным концом. 1 С его помощью выполняли основные линии рельефа, оставляя след в виде узкого желобка. 1
- Канфарник. 1 Чекан с тонким скруглённым боем. 1 Служил для перевода рисунка с бумаги на металл и создания особой матовой фактуры фона, усеянной множеством точечных вмятин. 1
- Лощатник. 1 Имел почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закруглёнными углами и шероховатой поверхностью. 1 С его помощью делали фон ниже. 1
- Бобошник. 1 Применялся для выколотки углублённого или выпуклого рельефа. 1 Имел выпуклый продолговатый боек, формой напоминающий боб. 1
- Пурошник. 1 Использовался, когда требовалось получить сферические углубления или выпуклости. 1 Имел боек сферической формы. 1
- Зернильник. 1 Применялся для отделки фона, придания ему зернистой фактуры. 1 Представлял собой трубочку в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. 1
- Пуансон. 14 С его помощью наносили простейшие узорные бордюры, состоящие из повторяющихся элементов. 1 На боевой части пуансона был сделан выпуклый узор в виде звёздочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п.. 1
- Сечки. 1 Чеканы типа зубильцев с остро заточенным бойком. 1 С их помощью наносили сквозные проёмы, когда рельефный рисунок на изделии сочетался со сквозными проемами. 1
Кроме металлических, использовались деревянные чеканы из твёрдых пород дерева — дуба, бука, граба. 1 Их применяли для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием. 1