Некоторые техники рисования, которые используются для создания иллюзии объёмности на плоской поверхности:
- Сквозное построение. 2 Прорисовка предметов и объектов насквозь, как будто это проволочные каркасы, помогает понять, из каких простых форм состоит изображаемый объект. 2 Объём передаётся за счёт нажима на карандаш и изменения толщины линии. 2
- Точно взятые тональные отношения (с учётом освещения). 2 Нужно изобразить не сам объект, а разницу между пятнами. 2 Распределение света, теней и полутонов на предметах и вокруг них, точная их фиксация, сравнение и изображение в рисунке — гарант передачи объёма. 2
- Грамотно поставленный свет, выявляющий объём и форму. 2 Свет не должен быть «слепящим», то есть не находиться перед художником и освещать объект «в лоб». 2
- Штриховка по форме. 2 Штрихи, положенные строго по направлению поверхности предмета, усиливают звучание объёма этих предметов, делают рисунок трёхмерным. 2
- Перекрывающие друг друга формы. 3 Если одна форма частично заслоняет другую, глаз видит, что одна находится позади другой. 3 Таким образом двухмерное пространство превращается в трёхмерное. 3
- Уменьшение размеров объектов. 3 При удалении объекты кажутся меньше. 3 Ощущение глубины пространства в рисунке можно передать, внимательно сопоставляя пропорции предметов, находящихся на разном расстоянии. 3
- Сходящиеся в одной точке линии. 3 Основной закон линейной перспективы: параллельные линии, уходящие вглубь, по мере удаления сближаются и в итоге сходятся в одной точке на уровне горизонта. 3