В русской драме XIX века существовало множество театральных амплуа, среди которых:
- Травести, гранд-кокетт, неврастеник и другие. 1
- Влюблённые. 2 Амплуа маркировалось выразительным ртом, который акцентировал чувственность персонажей. 2
- Фата. 2 Самодовольный щеголь, чрезмерно увлечённый своей внешностью. 2
- «Второй проказник». 2 Амплуа характеризовалось высокими подражательными способностями, чрезвычайной подвижностью лицевых мышц и отклонениями в телесных пропорциях. 2
- Клоун/клоунесса. 2 Амплуа не описывало внешние черты, но указывало на необходимость владения манерой «преувеличенной пародии» и физическими данными для эквилибристики и акробатики. 2
- Злодей/злодейка. 2 Амплуа отличалось подвижностью лицевых мышц и глаз, позволяющей «игру на два лица». 2
В конце XIX века в русской театральной практике встречались амплуа, дифференцированные по национальным, социально-бытовым, возрастным и другим признакам. 1 Например, национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». 1