Существует две основные техники создания предметов из папье-маше: 1
- Объёмная лепка. 1 Создаётся из однородной бумажной массы с добавкой клея. 1 Для приготовления сырья измельчённые газеты заливают водой и выдерживают 3–4 часа. 1 Полученную массу переминают руками (миксером) до тестообразного состояния и отжимают от лишней влаги. 1 В состав небольшими порциями добавляют клей и клейстер и тщательно выминают. 1 Для укрепления можно добавлять мел, опилки или шпаклёвку. 1 Подготовленную массу заливают в форму или толстым слоем наносят на фигурную поверхность. 1 Просушка заготовки длится несколько дней. 1 Дальше полуфабрикат изделия шлифуют, грунтуют, окрашивают или расписывают. 1
- Маширование. 1 Шаблон послойно оклеивается бумагой. 1 Сложные фигуры покрываются мелкими кусочками, плоские — хаотично расположенными полосками. 1 Чтобы не образовывались пропуски, чередуются разные цвета. 1 Для создания жёстких стенок достаточно 8–10 слоёв, а классическая технология папье-маше предусматривает до 100. 1 Их наносят постепенно с просушиванием после каждого этапа. 1 Допускается прокладывание ниток или марли между слоями для придания жёсткости. 1 Полностью оклеенное и сухое изделие снимается с формы. 1 Если в качестве модели использовалась ваза или другой предмет с перепадами диаметра, поделку аккуратно разрезают, извлекают основу и снова склеивают несколькими слоями бумаги. 1 Лёгкая форма или проволочный каркас остаётся внутри в качестве армирования. 1 Под окраску проводится финишное выравнивание, подрезание и шлифовка. 1
Техники можно и комбинировать: например, создать основу из массы папье-маше, а затем дополнительно выровнять её, используя послойную технику. 3 Или наоборот, создать изделие с помощью послойной техники, а затем дополнить, модифицировать его, используя массу. 3