Некоторые правила построения рифм в стихотворных формах:
По слоговому объёму выделяют следующие виды рифм: 1
- Мужская — ударение на последнем слоге (например, «тревог — мог»). 3
- Женская — ударение на предпоследнем слоге («воды — заводы»). 3
- Дактилическая — ударение падает на третий от конца слог («глубокая — одинокая»). 3
- Гипердактилическая — ударение на четвёртом и далее стоящем от конца слоге. 3
По характеру звучания выделяют следующие виды рифм: 1
- Точная — совпадают все звуки после последнего ударного гласного («Евгений — гений»). 3
- Неточная — рифмующиеся слова содержат фонетическое, но неполное совпадение звуков в слогах без ударения («распят — паспорт»). 3
По способу рифмовки выделяют следующие виды: 23
- Парная (AABB) — между собой рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки. 3
- Кольцевая (ABBA) — между собой рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки. 3
- Перекрёстная (ABAB) — между собой рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. 3
Также существуют такие поэтические приёмы, как панторифма (все слова в строке и в последующей рифмуются между собой) и эхо-рифма (вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой). 4