Нет единого мнения о том, какие роли в репертуаре Марии Ермоловой считались лучшими. Некоторые из них, которые называли этапными и значимыми:
- Катерина в «Грозе» А. Н. Островского (1873). 14 Актриса создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы и готовой к героическому самопожертвованию. 5
- Лауренсия в «Овечьем источнике» Лопе де Веги (1876). 14 Исполнение этой роли превратило сцену в политическую трибуну, спектакль вскоре был снят с репертуара по требованию властей. 2
- Жанна д’Арк в «Орлеанской деве» по пьесе Фридриха Шиллера (1884). 2 Актриса играла эту роль на протяжении 18 лет, постановка шла с такими аншлагами, что в 1893 году спектакль перенесли из Малого в Большой театр. 2
- Негина в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского (1881). 24 Эту роль актриса называла одной из любимых, она играла её на протяжении 19 лет. 2
- Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера). 1 В этом образе ярко проявились трогательная грация и величие, обречённость и одновременно духовная сила, характерные для Иоанны-Ермоловой. 1
- Кручинина в «Без вины виноватых» А. Н. Островского (1908). 24
Кроме того, в числе лучших ролей Ермоловой — героини в пьесах Островского: Василиса Мелентьева («Василиса Мелентьева»), Лариса («Бесприданница»), Параша («Горячее сердце»), Евлалия («Невольницы»), Юлия Тугина («Последняя жертва»), Олёна («Воевода»), Людмила («Поздняя любовь») и другие. 1