Некоторые приёмы, которые используют режиссёры документального кино для создания эффекта присутствия:
- Общий план. 2 Позволяет показать место действия, погрузить зрителя в атмосферу происходящего, задать настроение. 2
- Крупные планы. 2 Заостряют взгляд зрителя на предмете съёмки, дают ему ряд определённых характеристик. 2
- Сверхкрупный план. 2 Может полностью поменять отношение зрителя к происходящему, так как является акцентом на самом главном. 2
- Следящая камера. 3 Оператор следует за персонажем или «оглядывает» окружающее пространство. 3 Это придаёт сцене динамичность и создаёт эффект присутствия у зрителя. 3
- Трекинг. 3 Эффект следящей камеры, при котором её устанавливают на объект или в точности имитируют его движения. 3 Часто камеру крепят на главного героя, чтобы вести съёмку от первого лица. 3
- Панорамирование и наклон. 4 Приём позволяет охватить довольно широкое пространство и привлекает внимание зрителя к происходящему в кадре, создавая дополнительный эффект присутствия. 4
- Открытая диафрагма. 3 Съёмка с открытой диафрагмой размывает фон, оставляя фокус только на главном объекте. 3 Степень размытия регулируется за счёт настроек камеры. 3