Некоторые приёмы, которые пианисты используют для игры сложных пассажей:
- Метод «вычленения». 1 Трудные пассажи или такты из произведения разучивают по отдельности. 1 При этом повторение не должно быть механическим, важно стремиться к улучшению качества исполнения. 1
- Акценты через ноту. 1 Такие упражнения помогают выровнять пассажи. 1 При этом нужно добиваться ровности звука и ритма, следить за тем, чтобы ноты с акцентами, взятые разными пальцами, звучали одинаково. 1
- Метод накопления. 1 Сначала соединяют в быстром темпе две-три ноты, постепенно прибавляя последующие. 1 Когда накапливается группа с большим количеством нот, время исполнения группы увеличивают или разделяют пассаж на две-три меньшие группы. 1 Между группами делают перерыв для мысленной подготовки. 1
- Игра на staccato. 34 Пассаж, который нужно выучить, заменяют штрихом с legato (слитно) на staccato (отрывисто) и проучивают сложный элемент несколько раз. 3 При этом можно варьировать темпы от медленного до быстрого. 3
- Пунктирные ритмы. 34 Игра в таком ритме требует дополнительного напряжения внимания, что помогает крепче запомнить нужные ноты. 3
- Метод удвоений. 34 Каждую ноту сложного пассажа играют дважды. 3 Хорошо комбинировать удвоения со staccato, это придаст пальцам дополнительную отчётливость. 3
- Метод «задом наперёд». 4 Пассаж разделяют на короткие фрагменты (1–2 такта) и прорабатывают их по одному, начиная с конца. 4 Это облегчает запоминание, развивает координацию, артикуляцию и контроль над пальцами. 4