Поэты Серебряного века для создания эмоционального напряжения в своих произведениях использовали различные приёмы, среди которых:
- Антитеза. 14 Резко выраженное противопоставление понятий или явлений. 4 Лирические герои находились в противоборстве пограничных состояний: между прошлым и будущим, между любовью и охлаждением, между желанием и страхом, между правдой и ложью. 1
- Оксюморон. 24 Сочетание контрастных, противоположных по значению слов. 4 Например: «Светила нам только зловещая тьма» (А. Ахматова). 4
- Бессоюзие. 4 Предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. 4 Такая фигура придавала речи динамичность и насыщенность. 4
- Параллелизм. 4 Один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического). 4 Композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения. 4
- Градация. 4 Постепенное повышение, последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому. 4 Например: «Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах» (А. Белый). 4
- Хиазм. 4 Стилистическая фигура, состоящая в том, что в рядом стоящих словосочетаниях или предложениях, построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение строится в обратном порядке его членов. 4 Например: «Лес — как сказочный камыш. / А камыш — как лес — малыш. / Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь» (И. Северянин). 4
- Особая лексика. 2 Например, архаизмы и неологизмы, которые выполняли функцию создания «величественного стиха». 2