Некоторые особенности ритма разных стихотворных размеров:
- Амфибрахий. skysmart.ru {8-host} Ритмическая структура создаёт беглый, танцевальный характер стиха. skysmart.ru Ритмы идут через два слабых слога, но начинаются не на первом, а на втором слоге. {8-host} В русской поэзии наиболее распространены трёх- и четырёхстопные амфибрахии. skysmart.ru
- Дактиль. stihi.ru Под ударением оказываются преимущественно первые слоги или следующие слоги строки, считая слева направо: 1, 4, 7, 10, 13, 16. stihi.ru В отдельных стопах на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения. stihi.ru
- Ямб. postnauka.org В ямбической строке чередуются: сначала идёт безударный слог, затем ударный, потом снова безударный и ударный. postnauka.org В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп — пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. proza.ru
- Анапест. {6-host} {10-host} Ударный слог — третий. {10-host} Размер соблюдается тогда, когда имеет место чёткое чередование безударных и ударных слогов. {6-host} В анапесте ударения должны приходиться на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги строки. {6-host}
Важно учитывать, что метр и ритм — не одно и то же. postnauka.org Метр — это идеальный конструкт, чередование ударных и безударных слогов, а реальный ритм может отличаться: в том месте, где должны быть ударения, их может не быть, и наоборот, в месте, где их не должно быть, ударение может появиться. postnauka.org