Некоторые особенности мирового кинематографа 1990-х годов:
- Расцвет кинематографического постмодернизма. 2 Режиссёры снимали фильмы о фильмах, эксплуатируя наследие прошлого. 2 Часто этому сопутствовали игры с драматургией, нарочитая условность действия, ирония, а также обостренное, но комиксовое насилие. 2
- Клиповая эстетика. 2 Особенно активно её использовали в Европе: «Деликатесы» Жан-Пьера Жене, «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера, «На игле» Дэнни Бойла, «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи выполнены с применением рваного («клипового») монтажа, галлопирующего построения сюжета, сочетанием различных изобразительных форматов. 2
- Рост влияния большого кинопроизводства и эволюции блокбастеров. 2 Крупные картины всё чаще подкупали аудиторию не только зрелищностью, размахом, но и драматической глубиной. 2
Некоторые фильмы 1990-х годов, которые заслуживают внимания:
- «Побег из Шоушенка» (1994) — драма; 14
- «Криминальное чтиво» (1994) — криминал, драма; 10
- «Матрица» (1999) — фантастика, боевик; 110
- «Молчание ягнят» (1991) — триллер, детектив, криминал, драма, ужасы. 10
Некоторые фильмы, которые могут считаться провалом:
- «Зелёный слоник» (1999) — вызывает ярость и отвращение; 3
- «Трактористы-2» (1992) — фильм о трактористах, ремейк сразу нескольких советских киношедевров; 3
- «Мечты идиота» (1993) — странный ситком, лишь отдалённо напоминающий оригинальный сюжет «12 стульев». 3
Выбор между достойными внимания фильмами и провалами зависит от личных предпочтений зрителя.