Некоторые особенности композиции, которые следует учитывать при написании пейзажных этюдов:
- Выбор формата листа. 3 От него зависит восприятие этюда в целом. 3 Вертикальный формат усиливает вертикальное движение (вверх или вниз) и подчёркивает значимость объекта изображения. 3 Горизонтальный формат раскрывает размеренное, планомерное, менее резкое движение. 3 Квадратный формат замыкает движение внутри изобразительной плоскости и делает изображение статичным, законченным. 3
- Соотношение размеров предметов. 3 Важно найти правильное количественное соотношение изображаемой формы к пространству листа. 3
- Плановость композиции. 25 Предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с чётко разработанными подробностями. 5 Основное тематическое повествование имеет место на втором плане: здесь крупные объекты передаются целиком и с достаточной чёткостью. 5 Изображения третьего плана, менее чёткие, даются в сближенных тональных отношениях, так как в воздушной среде теряют резкость очертаний. 5
- Использование цвета. 5 Иллюзию глубины в пейзаже создаёт не только композиция, но и применение цвета. 5 Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а тёплые выдвигают их на первый план. 5