При изображении объёмного цилиндра нужно учитывать следующие правила светотени:
- Граница светотени у цилиндра проходит по вертикальной линии. 5 Форма меняется плавно, поэтому границы размыты. 5
- Удаляющиеся поверхности на свету становятся темнее, а в тени, наоборот, светлее. 5
- Верхнее основание оказывается в полутоне, если освещение преимущественно сбоку. 5
- Передний край падающей тени берёт своё начало от точки границы светотени в основании цилиндра, а дольний край тени начинается от аналогичной точки на невидимой стороне. 5
- Тон рефлекса никогда не может быть светлее, чем предмет на свету. 2 Рефлекс всегда в составе тени. 2
- Штриховка должна быть такой, чтобы переходы между участками светотени были плавными, даже незаметными. 34
Светотень можно условно разделить на несколько «частей»: 1
- Свет — наиболее освещённая поверхность, лучи света на неё падают под прямым углом. 1 На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно — блик. 1
- Полутень — форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом. 1 Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без чётких границ. 1
- Тень собственная — это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. 1 Это самое тёмное место на поверхности предмета. 1
- Рефлекс — лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают всё вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства и бросают отражение на предмет. 1
- Падающая тень — предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. 1 У основания предмета тень обычно более тёмная и насыщенная, а чем дальше от предмета — тем она становится бледнее и размытее. 1