Некоторые основные композиционные приёмы, использовавшиеся в симфониях венских классиков:
- Сонатная форма. 1 Это принцип изложения музыкального материала, который подразумевает взаимодействие тем и художественных образов. 1 Темы разделяются на главную и побочную, они либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. 1
- Чёткое членение музыкальной ткани. 2 Особое значение имеет восьмитактный период, распадающийся на два четырёхтактных предложения (последние в свою очередь подразделяются на двутакты). 2
- Тематическое развитие. 2 Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, используя различные приёмы — изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т. п.. 2
- Расчленение темы на отдельные мотивы. 2 Они подвергаются разным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. 2 Таким образом, «зерном» развития порой оказывается не вся тема, но один лишь её мотив. 2
- Обогащение гармонии. 2 Представители венской классической школы широко используют созвучия мажорной и минорной систем, свободнее применяют диссонансы и хроматизмы. 2