Некоторые основные художественные приёмы, которые используются для создания фантастических миров в литературе:
- Собственно фантастика. 2 Писатель вымысливает несуществующие в природе сущности или свойства. 2 Например, в повести Гоголя «Вий» действует нечистая сила, а в «Пиковой даме» Пушкина три карты наделены таинственной способностью приносить выигрыш. 2
- Иносказательная фантастика. 2 Основана на реализации в изображённом мире того или иного речевого тропа. 2 Чаще всего это гипербола (великаны, богатыри, исполинские животные), литота (карлики, гном, Мальчик с пальчик, Дюймовочка) и аллегория (басенная образность, где животные, растения, предметы выступают как действующие лица, воплощая в себе ту или иную аллегорию человеческих характеров). 2
- Гротеск. 23 Соединение фантастического и реального в одном образе, причём для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземлённо-бытовым, обыденным. 2 Например, в сказке Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь, отправляясь на своё воеводство (фантастическая черта), собирается разорять типографии и университеты (не просто бытовая, но остросовременная, разрушающая сказочную атмосферу деталь). 2
- Алогизм. 23 Нарушение в произведении причинно-следственных связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов, отдельных предметов и т. п.. 2 Например, в повести Гоголя «Нос» у героя ни с того ни с сего, без всяких причин вдруг пропадает нос и на лице остаётся гладкое место. 2