На уроках литературы у подростков можно формировать различные нравственные ценности, среди них:
- Чувство долга и ответственности за свои поступки. 2 Ученики учатся видеть нравственные качества героев и обсуждают, как бы они поступили в той или иной ситуации. 2
- Патриотизм. 25 Через изучение литературы формируется чувство гордости за Родину, готовность к защите её интересов, ответственность за настоящее и будущее страны. 5
- Милосердие, сочувствие и жестокость. 1 Ученики рассматривают эти понятия на примере произведений, таких как «В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого. 1
- Честь и бесчестие. 1 Ученики обсуждают эти понятия на примере произведения «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. 1
- Храбрость и трусость. 1 Ученики рассматривают эти качества на примере произведения «Тихое утро» Ю. П. Казакова. 1
- Любовь, преданность, верность и семья. 1 Школьники знакомятся с историями любви, такими как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Алые паруса» Александра Грина, «Гранатовый браслет» Александра Куприна. 1
Для формирования нравственных ценностей у подростков на уроках литературы важно проводить дискуссии, обсуждать качества героев и моделировать поведенческие ситуации. 2