Некоторые новаторские приёмы, которые использовал Арнольд Шёнберг в своих произведениях:
- Додекафония. 2 Система из 12 полутонов, сочетающихся в определённой последовательности. 2 Полутона придают произведению особое напряжение и драматизм. 2
- Речевое пение (Sprechgesang). 3 Нечто среднее между свободным интонированием речи и пением. 3 В вокально-инструментальном цикле «Лунный Пьеро» Шёнберг использовал этот приём: сольная партия зафиксирована нотами, но её звуковысотный строй приблизителен — как в декламации. 3
- Оркестровка в стиле пуантилизма. 2 В произведениях этого периода (Второй квартет, монодрама «Ожидание», Пять пьес для оркестра) композитор впервые использовал этот метод. 2
- Использование оригинальных артикуляционных обозначений. 1 Наряду с привычными знаками артикуляции, Шёнберг применял знаки, перекликающиеся с обозначением скрипичного смычка: обозначение сильной, акцентируемой доли и слабой, безакцентной. 1
- Создание оригинальной хоровой фактуры. 5 Она синтезирует в себе черты гармонического и полифонического складов. 5 В сочинениях для хора Шёнберг использовал нестандартные унисонные ансамбли отдельных партий и всего смешанного хора, а также применял своеобразные тембральные эффекты. 5